Многие годы с промысловыми борзыми собаками племенной работы не велось. О борзых не упоминалось на совещаниях кинологов, их не было на выставках. А одна группа кинологов, занимавшая в то время ведущее положение, сумела   внушить охотничьим организациям, что борзых в Советском Союзе нет. Они утверждали, что порода борзых погибла.

  Между тем в степных районах нашей страны имелись отличные борзые и охотники - борзятники, но их не поддерживали. Только, помогая друг другу, эти борзятники сумели не только сохранить отдельных борзых собак, но и, пользуясь советами кинологов, вывести новую высокопродуктивную, добычливую промысловую степную борзую. Сейчас с ними охотятся рабочие, служащие, колхозники, сельская интеллигенция.

  Охота с борзыми вот уже много лет протекает в совершенно отличных, новых условиях: в более поздние сроки, по убранным полям, по взматеревшему, выкуневшемуся зайцу, по тяжелой и трудной тропе поздней осени. В этих условиях создавалась порода промысловых борзых собак. Они сильные, резвые, способны работать весь день, очень зоркие, поимистые, не трогают домашних животных, с задатками самостоятельности.

  Специальное изучение роли борзых и освоении и повышении продуктивности охотничьих угодий в Тамбовской лесостепной области привело к интересным выводам. В районах, в которых имеются опытные охотники-борзятники (Ржаксинском, Сампурском и Ламском), добывалось пушных зверей на 148, 143 и 133 рубля (на тысячу гектаров охотничьих угодий).

  Такие же угодья соседних районов, где охота с борзыми не развита, дали весьма низкий сбор с тысячи гектаров: в Первомайском - 25 рублей, Глазковском - 31 рубль, Рудовском - 39 рублей, Жердевском - 40 рублей и т. д.

  Годовая добыча лисицы в районах с борзыми составила: в Ржаксинском и Каменском - 256 голов, в Сампурском и Знаменском - З17, в Сосновском, Дегтянском и Ламском - 354. В районах, где нет борзых, добыто: в Шпикуловском - 41 лисица, Избердеевском - 54, Первомайском, Хоботовском и Глазковском - 75. Интересен и такой пример. Борзятник Ламского района В. Рыбин за сезон со сворой борзых добыл 62 лисиц. За это же время 312 охотников-ружейников трех районов (Первомайского, Хоботовского и Глазковского) добыли только 75 лисиц.

  Некоторые охотники спросят: а хватит ли зверя, если борзые будут широко применяться в степных районах?

  Данные проведенного нами учета показали, что только 40 процентов лисиц и 47 процентов зайцев, из числа встреченных на охоте, попадали под выстрел или могли быть пойманы собаками. По данным обследования в 39 из 44 районов области установлено, что борзятники добывают в среднем 26 процентов лисиц и 33 процента зайцев по отношению к поголовью этих зверей в угодьях.

  Нередко от охотников приходится слышать: «Теперь не то. Вот прежде были борзые!» Нет слов, русские борзые - прекрасные собаки, гордость отечественного собаководства, непревзойденная порода мирового значения. Но и современные промысловые борзые не уступают и в резкости и в злобности. Наши охотники-борзятники добывают зверей больше, чем псовые охотники прошлого.

  Всемирно известной Першинской псовой охотой (имевшей 250 собак, 87 лошадей, 78 человек прислуги) за 26 лет затравлено 10076 зверей, т. е. в среднем в год полтора зверя на собаку, а колхозник В. Рыбин при пешем способе охоты за год добывает на одну борзую 75 зверей, Е. Бацунов — 45 зверей и т. д. При атом надо учесть, что прежние псовые охоты протекали в пору ранней осени. Травили не взматеревшего зверя и по черной тропе.

  За отсутствием официальных отчетов о полевых испытаниях по вольному зверю борзых собак былых времен нельзя, к сожалению, провести полное объективное сравнение их с современными борзыми. Среди русских борзых, повторяю, были отличные собаки. Но и современные лучшие борзые имеют прекрасный экстерьер и резвость, превосходящую резвость зверя. У них достаточно крупный рост, достигающий у лучших, хорошо выращенных экземпляров 75-77 сантиметров в холке. Все это подтверждает породность наших современных борзых. Ведь если гончая или легавая собака при экстерьерных недостатках может быть продуктивна на охоте, то борзая, резвость которой не превосходит резвости вольного зверя, для охоты непригодна. Поэтому именно лучшие промысловые борзые неоспоримо представляют ценнейший селекционный материал.

  Работа с борзыми в Тамбовской области началась семь лет назад, когда впервые, в октябре 1949 года в Ржаксинском районе была проведена выставка и затем полевые испытания борзых по вольному зверю. Выставка и полевые испытания показали, что прошло много времени бесплодно и мы потеряли отличных собак для породы. Это явилось следствием того, что группа лжекинологов, кричавшая о непригодности борзых, добилась их почти полного уничтожения. Нам пришлось начать племенную работу с малым количеством уцелевших борзых.

  Работа с промысловыми борзыми в Тамбовской области сейчас развернута довольно широко, увеличилось количество борзых собак и повысилось их качество, созданы квалифицированные кадры борзятников. На 17 специализированных выводках и выставках просмотрено 515 борзых, из которых оценку «отлично» и «очень хорошо» получили 22,7 процента, «хорошо» — 30 процентов. За то же время проведено 17 полевых испытаний борзых по вольному зверю с участием 407 собак, из них 22,6 процента дипломированы.

  Просмотр собак на рингах и полевых испытаниях послужил серьезной школой для собаководовпрактиков. Охотники научились путем сравнения ориентироваться в достоинствах и недостатках породы. Выполнение рекомендательных вязок повысило уровень породы.

  Наши промысловые борзые отличаются исключительной зоркостью. Им не надо показывать зверя, как это делали старые борзятники.

  Промысловые борзые за работу принимаются в первый же год. Жадность к зверю у них поразительная. Даже первопорошники, пущенные на лисицу, не страшатся ее брать. Резвость у многих собак вполне достаточная, у них сохранилась манера работать броском и брать зверя на коротких расстояниях. Но когда нельзя достать броском, промысловые борзые берут его выносливостью; они способны повторять скачку десятки раз в течение дня.

  Чтобы повысить знания охотников-борзятников, мы провели областной семинар. На сборе присутствовало 38 борзятников из одиннадцати районов области с 83 собаками. За время сбора были организованы областная выставка и полевые испытания борзых.

  На семинаре охотники были ознакомлены с историей борзых, методами разведения, выращивания, воспитания, содержания и применения борзых на промысле. Во время сбора охотники уговорились о вязках собак.

  В помощь охотникам-борзятникам в нашей области издается литература. За последние годы вышли из печати информационные письма и книга «Промысловые борзые собаки Тамбовской области». Книга быстро разошлась. Она покупалась не только тамбовскими борзятниками, но и охотниками других областей.

  Борзые Тамбовской области представлены двумя типами: длинношерстными и короткошерстными. Шерстный покров слу­жит главным их отличительным признаком. По экстерьерным статьям и росту оба типа весьма близки между собой. Короткошерстная борзая в прошлом образовалась  посредством скрещивания короткошерстных (некрупных) английских борзых с длинношерстными псовыми. Тот и другой тип борзых собак - длинношерстных и короткошерстных - имеют своих приверженцев. Справедливости ради требуется, однако, отметить, что короткошерстные борзые в массе более типичны и, пожалуй, резвее, обладая стремительным броском и способностью к длительной скачке.

  Но большинство наших борзятников все же любят, как они говорят, собаку «потеплее» - типа русской псовой борзой, сохранившейся в Энгельсовском питомнике, Саратовской области. Тяга к красивой рабочей собаке очень велика. Поэтому, мне кажется, надо устранить грани между длинношерстной промысловой борзой и так называемой чистопородной псовой. Но это нельзя сделать путем механической замены современной промысловой борзой продукцией питомника. Общеизвестно, что крайне небольшая группа чистопородных псовых борзых Энгельсовского питомника теряет свои качества; охотничьи свойства собак питомника ниже промысловых. Следовательно, надо смело и широко перемешать красивую псовую с длинношерстными промысловыми, по виду, может быть, менее привлекательными, зато продуктивными.

  В сложившихся условиях вести породу длинношерстных борзых надо уже не столько по родословным, сколько да наличию лучших экземпляров, выявленных посредством выводок, выставок и полевых испытаний. В истории каждой породы много неизвестных предков. Однако ведь они образовали породу в результате разумного отбора человеком по экстерьеру и продуктивности.

  В заключение хочется остановиться еще на одном вопросе. Даже в нашей области иногда раздаются голоса: «Охоту с борзыми запретить». На борзых возводятся обвинения, что они переловили лисиц и зайцев. Я не стал бы останавливать на этом внимания читателей, если бы эти обвинения остались только разговорами. Но вот в соседней Воронежской области охота с борзыми запрещена. Очевидно, там причислили промысловых собак к бродячим. Это решение можно объяснить только тем, что люди не знают, какое значение имеют промысловые собаки в степных и лесостепных районах страны. Сейчас назрел вопрос об использовании борзых в борьбе с волками. Ведь каждый колхоз может иметь свору борзых и охотника-борзятника. Но, к сожалению, этот вопрос у нас даже еще не обсуждался. Настало время шире использовать природные свойства борзых.

г. Тамбов

П. Шаповалов, судья первой категории
"Охота и охотничье хозяйство", №2 1956г.